НОВОСТИ

«Первый Спецтранс» тестирует новые технологии утилизации инертных остатков сортировки

Мультиоператор по обращению с отходами «Первый Спецтранс» работает на рынке Санкт-Петербурга уже больше 80 лет. Смешанные отходы, которые поступают на мусорообрабатывающие комплексы компании, проходят глубокую автоматизированную и ручную сортировку. «Первый Спецтранс» постоянно анализирует морфологию мусорной корзины петербуржца. Результаты исследований показывают – то, что называют вторсырьем – пластик, стекло, металл, макулатура – составляет не более 12% от общей массы твердых коммунальных отходов (ТКО).
В то время как на просторах Интернета обсуждают необходимость переработки вторсырья, мультиоператор ищет способы утилизировать остальные 88%.

Что входит в эту цифру?

30-35% ТКО составляют органические отходы – остатки пищи и продукты жизнедеятельности – их «Первый Спецтранс» компостирует и использует для пересыпки отходов на полигоне. Еще 20% составляет испарение влаги.

Почти половина смешанных отходов – это материалы и упаковка, которую сложно или невозможно переработать. Текстиль, дерево, композитная (многослойная) упаковка, мягкие полимеры, пластики 3, 6, 7, грязный картон и бумага либо отправляются на захоронение, либо становятся основой для RDF или SRF топлива.

Строительные материалы, обувь, подгузники и предметы личной гигиены – такие отходы на «мусорном» сленге называют «хвостами», их размещают на полигоне. С этими инертными остатками после глубокой сортировки сделать ничего нельзя – ни реализовать, ни вовлечь во вторичный оборот. При этом их доля весьма весомая – 25-30%. Именно для таких отходов перевозчик и ищет новые решения.

«Зеленые» технологии для утилизации отходов

В 2015 году на полигоне «Новый Свет – Эко» компания запустила первую и самую крупную в России станцию дегазации. Система перерабатывает десять кубометров биогаза в час, генерируя 2,4 МВт «зеленой» электроэнергии для нужд полигона. Помимо выработки электричества, она решает несколько экологических проблем: избавляет воздух от избытка свалочных газов и существенно снижает риск возгораний в теле полигона.

«В 2009 году «Спецтранс» первым в России начал производить альтернативное топливо из отходов, которое используют для замены ископаемого топлива на цементных и металлургических заводах. Еще одно перспективное направление его использования – в качестве топлива в котельных. Сейчас мы поставляем альтернативное топливо на цементное производство Lafarge в г. Тулу и продолжаем искать других потребителей», – рассказывает Дмитрий Утевский, заместитель генерального директора по проектам развития и инвестиций АО «Автопарк №1 «Спецтранс».

За последние 20 лет «Первый Спецтранс» внедрил множество инновационных технологий для обработки и утилизации. На всех своих объектах компания тестирует и внедряет современное оборудование и технологические решения, чтобы снизить объём захоронения.

Инновационные технологии для инертных остатков

Однако вопрос переработки «хвостов» остается открытым. От прямого сжигания Санкт-Петербург и Ленинградская область единодушно отказались в самом начале «мусорной» реформы – таких предприятий в регионе не будет. Но с развитием технологий рынок обращения с отходами предлагает новые решения.

«Автопарк №1 «Спецтранс» договорился с партнерами, которые эксплуатируют опытную установку термолиза, передать партию отходов для тестирования технологии.
Мощность установки – 2,5 тонны в сутки, именно такой объем предприятие ежемесячно будет поставлять для тестирования.

«Мы давно ищем способ достичь полной утилизации ТКО. Сейчас глубина переработки на наших предприятиях достигает 75%, но в будущем мы хотим совсем отказаться от захоронения, поэтому будем участвовать в развитии технологий замкнутого цикла», – отмечает Дмитрий Утевский.

По завершении испытаний компания планирует использовать промышленную установку на своем мусорообрабатывающем заводе «Обухово» для уничтожения 100-150 тысяч тонн отходов в год. Таким образом компания рассчитывает помочь региональному оператору и властям региона полностью отказаться от захоронения отходов на полигонах.

В чем суть новой технологии термолиза?

Отходы при нагревании в реакторе без доступа воздуха расщепляются на вещества, имеющие более низкую молекулярную массу. В результате образуется три основных продукта: смесь газов, способных гореть и негорючих, пиролитическое масло – может служить печным топливом или сырьем для переработки, пикарбон – твердый углеродсодержащий остаток. Зольный остаток при этом обязательно подвергается литифицированию – полученный инертный камень используют в лесной промышленности и дорожном строительстве.

Полученный синтез-газ и жидкое топливо можно использовать на самом мусороперерабатывающем заводе, чтобы нагревать реактор, вырабатывать электроэнергию для нужд производства и обогрева в зимнее время.

«Данная технология используется не одно десятилетие. Исторически побочный продукт коксования – коксовый газ, широко использовался в начале ХХ века для освещения, приготовления пищи и обогрева», –рассказывает Юрий Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый крест». Развитие производства газа шло параллельно с промышленной революцией и урбанизацией, а производство побочных продуктов – каменноугольных смол и аммиака – были важным сырьем для химической промышленности. Сейчас коксовый газ используется как топливо в промышленных печах, газовых двигателях, как сырье в химической промышленности. Использование этого проверенного метода делает процесс переработки мусора безопасным, экономически рентабельным и безотходным. При применении всех доступных технологий объем «хвостов» получится сократить с 35-25% до 0% и прийти к нулевому захоронению ТКО», –отмечает эксперт.